Жители неба

Птицы в естественной среде обитания

Соловьиные трели

В северных широтах пение соловьев ассоциируется с цветением сирени и белыми ночами. Если маршрут ночной экскурсии проходит вблизи сырого мелколесья или зарослей кустарников у реки, то здесь почти обязательно мы услышим пение соловья. На него нельзя не обратить внимание. Оно чрезвычайно громкое. Некоторые части соловьиной песни среди ночной тишины бывают слышны очень далеко. Поражают удивительная сочность, глубина, широкий диапазон воспроизводимых звуков и какая-то торжественность исполнения. Песня соловья состоит из хорошо различимых колен — повторяющихся высвистов и раскатистых трелей. Начинает ее соловей неторопливо, заканчивает же всегда с ускорением. Если птицу ничто не тревожит, она поет одну песню за другой почти без перерывов. Особенно интенсивно соловей поет, если ему проиграть на магнитофоне его же собственную песню. В этом случае он может подлететь совсем близко и петь на расстоянии 2—3 метров. Отдельные колена песни соловьи исполняют в определенной последовательности. Наибольшим постоянством отличаются начало и конец, среднюю часть песни соловей может видоизменять. Это указывает на то, что репертуар каждого певца значительно шире того, что исполняется им в одной песне.

В прошлом столетии, когда содержание соловьев в клетках было в моде, они своим пением привлекали множество любителей в трактиры и чайные. Знатоки соловьиной песни каждому колену давали специальное наименование: «почин», «дудка», «кукушкин перелет», «клыканье», «дроздик», «журавлик», «кулик», «дробь», «стукотня», «мелоча» и т. п. Кроме того, в зависимости от характера звучания каждое колено получало дополнительное название. Так, например, среди «дудок» различали «лешеву дудку», «польскую», «водопойную». С более подробным описанием колен соловьиной песни можно познакомиться по книге И. К. Шамова «Певчие птицы».

Под Ленинградом колена в песнях соловьев располагаются обычно в следующем порядке: «фьюйть-фьюйть („почин") — ту-ту-ту („дудка") — тиклюй-тиклюй („кулик") —кликликликликликли („кукушкин перелет") — чочочочочочочочовй („стукотня") — тррррррррррррррцй („дробь")».

Старые названия колен соловьиной песни интересны тем, что многие из них характеризуют песню соловья как в известной мере звукоподражательную. Соловей, действительно, часто обогащает свою песню звуками, которые слышит вокруг, хотя исполняет он их всегда на свой, соловьиный лад. Тем не менее некоторые колена его песни напоминают голоса пеночки-веснички, самки кукушки, черного дятла, певчего дрозда и других птиц. Отдельные соловьи в Московской, Ленинградской и Псковской областях довольно хорошо подражают хорканью вальдшнепа. Попутно заметим, что близкий вид — южный соловей, обитающий в Западной Европе, на Кавказе и в горах Средней Азии, тоже склонен к звукоподражанию, хотя песня его и не так красива, как у его северного собрата.

Песня старых соловьев отличается большей силой и разнообразием, чем молодых, которые часто поют неуверенно и неразборчиво. В одну песню соловьи обычно включают 6—8 колен, но иногда попадаются певцы, которые исполняют 12 и более колен. Буквенная запись песни одного из таких соловьев, жившего когда-то на территории парка Лесного института (ныне парк Лесотехнической академии имени С. М. Кирова), была сделана в свое время Д. Н. Кайгородовым и приведена в его известной книге «Из царства пернатых».

Звучность и разнообразие напева достигаются у соловьев на второй или третий год жизни и то лишь в случае, если молодые птицы имеют возможность слушать песню старой. Когда поблизости нет хороших певцов, то соловьи так и не научаются петь по-настоящему. Известно, например, что в начале прошлого века больше всего ценились курские соловьи. Однако, как сообщает И. К. Шамов, уже в 30-е годы курские соловьи стали петь значительно хуже. После курских прославились черниговские и польские, напевы которых тоже вскоре ухудшились. Затем в моду вошли так называемые графские соловьи. Обеднялась соловьиная песня, конечно, не всюду, а в местах традиционного отлова, где вылавливались старые, наиболее хорошо поющие птицы. Так как молодым соловьям не у кого стало перенимать настоящую песню, то их пение постепенно и превратилось в трескотню и стукотню — колена, которые свойственны соловьям, очевидно, от роду и возникают без научения.

Характерно, что у курских соловьев качество пения снизилось вскоре после того, как они стали высоко цениться на московском рынке. За первоклассного певца купцы в те времена платили до 2000 рублей! Рост цен привел к тому, что птицеловы отлавливали соловьев сотнями, устремляясь в первую очередь в те места, откуда привозились птицы, снискавшие себе особую славу. В результате качество соловьиного пения значительно снижалось.

В пору белых ночей соловьи бывают слышны уже в 8—9 часов вечера, но наиболее азартно они поют в сумерках, когда затухает пение певчих дроздов. После полуночи песня раздается уже нерегулярно.