Не проходите мимо интересного
Придерживаться очень строгого плана проведения экскурсии не следует. Даже после предварительной рекогносцировки местности руководитель, как правило, не может предугадать, в каких условиях он встретит на экскурсии птицу и с какой стороной ее жизнедеятельности ему придется знакомить группу. Неизбежность случайных встреч подчас с крайне интересными объектами и, наоборот, отсутствие тех птиц, которые, казалось бы, обязательно должны попасться на маршруте, всегда заставляют отклоняться от плановой темы. Это означает, что составлять план экскурсии имеет смысл лишь в самом общем виде. Нецелесообразно также проводить экскурсию на очень узкие темы, ибо демонстрационный материал обычно бывает значительно шире.
На орнитологической экскурсии должно действовать правило: не проходить мимо интересного объекта иди редкого явления. Повторной встречи, возможно, не будет никогда ни у учеников, ни у учителя. Разве можно оставлять без внимания такие случаи? В общебиологическом плане они развивают студентов даже больше, чем программный материал. И в присутствии студентов или школьников руководитель всегда должен сохранять тот здоровый азарт поиска нового, который испытывает каждый настоящий натуралист во время своих индивидуальных экскурсий. В этом случае интерес к предмету обязательно передается и слушателям.