Азарт заразителен
Второе правило, которое необходимо соблюдать при проведении групповых орнитологических экскурсий, соответствует старому и давно известному принципу педагогической науки: преподаватель должен стремиться к единству рассказа и показа. Говорить надо обычно о тех действиях птицы, которые она совершает в момент наблюдения за нею, используя при этом элементы сравнения и обобщения. Например, при знакомстве с пением и токованием птиц рассказ нужно вести о явлении токования, его биологическом значении, о характере его проявления у систематически близких видов и т. п. Нахождение гнезда должно послужить поводом для рассказа о явлении гнездестроения, о развитии птенцов и заботе о потомстве. Парящий в небе канюк или аист, пролетающая цапля или с шумом взлетающий тетерев — хорошая тема для рассказа о типах полета птиц и т. п. В некоторых случаях стоит отступить от правила и сообщить данные о характере питания и хозяйственном значении отдельных видов. Однако и в этом случае нужен определенный преподавательский такт. Молодые педагоги иногда допускают ошибку, рассказывая ю птице все, что они знают о ней, на первой же экскурсии. Тратить много времени на один объект вообще нецелесообразно.
На нашем сайте материал, который может быть использован на орнитологической экскурсии, излагается в соответствии с указанным выше принципом. Сведения по биологии отдельных видов птиц, а также характеристику явлений, которые демонстрируют птицы, читатель найдет в разных статьях нашего сайта в зависимости от того, к какому из разбираемых явлений относится та или иная сторона жизнедеятельности птицы.
Само собой разумеется, что предложенный принцип распределения материала нельзя считать строго обязательным. В зависимости от цели и места проведения экскурсии, а также от времени и других обстоятельств информация о биологии птиц может быть сгруппирована по усмотрению руководителя иначе.