Организационные моменты
Число участников на групповой экскурсии не должно превышать 10 человек. Иначе очень трудно будет поддерживать необходимую дисциплину. Вступительная беседа перед экскурсией обязательна, но она не должна превращаться в лекцию под открытым небом. Беседу надо проводить предельно кратко и непосредственно на местности. Сообщаются общая задача, порядок продвижения, условия дисциплины.
Обычная осторожность птиц вызывает необходимость сохранять определенный порядок продвижения по местности. Идти надо, не растягиваясь, кучно. Впереди обязательно должен находиться руководитель. В нужное время он останавливает группу и показывает объект так, чтобы его могли увидеть все. Остановка должна сочетаться с полной тишиной. К этому надо постоянно приучать экскурсантов. При (продвижении, например, в лесу следует выбирать такие места, где можно было бы пройти без особого шума и где был бы достаточный сектор обзора. В этом отношении хороши лесные дороги и просеки, опушки, окраины вырубок.
При появлении человека, а тем более группы людей птицы обычно затаиваются и становятся незаметными. По прошествии же некоторого времени они привыкают к виду неподвижно стоящих людей и начинают снова перемещаться, петь, кормиться и т. п. Эту особенность поведения птиц необходимо учитывать. Продвигаться по лесу надо не быстро, делая частые остановки, во время которых все должны напрягать зрение и слух. Это правило в первую очередь необходимо соблюдать на весенних и летних экскурсиях, когда птицы распределены по территории более или менее равномерно и когда совсем не обязательно совершать дальние переходы в поисках мест скоплений птиц.
Труднее всего научить экскурсантов распознавать птиц по их голосам. Когда птиц много, песни отдельных видов сливаются в сплошной гомон и непривычному уху кажется, что все птицы поют одинаково. Нужна большая тренировка, чтобы определить, какой птице принадлежит тот или иной голос. Первоначально руководитель должен научить экскурсантов различать в общем хоре отдельные голоса. С этого, собственно говоря, и «следует начинать знакомство с пением птиц. При этом, остановившись в каком-либо месте, полезно задать вопрос: сколько различных голосов мы слышим одновременно? В пределах слышимости иногда бывает до 10—15 видов. Постановка такого вопроса важна и в организационном отношении — учащиеся на собственном опыте убеждаются в необходимости создать тишину. В дальнейшем надо постепенно переходить к определению и запоминанию голосов отдельных видов. Знакомиться надо первоначально с самыми простыми, характерными песнями, чаще всего слышимыми. Затем следует постепенно переходить к определению птиц, поющих более сложно. Опыт показывает, что легче всего запоминаются голоса зяблика, большой синицы, пеночки-теньковки, а труднее всего — пение зарянки, пересмешки, щегла, всех видов славок.
В процессе проведения экскурсии следует время от времени давать краткие групповые задания: провести подсчет количества кормовых прилетов птиц к гнезду с птенцами, окружить токующего коростеля или перепела и выпугнуть птицу из травы с тем, чтобы познакомиться с характером ее полета, и т. п.
Каждая экскурсия завершается подведением итогов. Это очень важный элемент занятия, в котором должна участвовать вся группа. При этом вспоминается ©се главное, что удалось наблюдать, сообща составляется список птиц, которых удалось обнаружить, и уточняется их систематическое положение.
В районе проведения занятий надо совершить несколько экскурсий в разных направлениях с тем, чтобы посетить места, отличающиеся по своим экологическим условиям. Это даст возможность познакомиться с различными группами птиц, населяющими лесные биотопы, открытые пространства, болота и побережья водоемов. Если в окрестностях имеется старинный парк, его нужно обязательно обследовать. Птичье население здесь может оказаться чрезвычайно разнообразным. Во время экскурсий в лес важно, чтобы учащиеся могли познакомиться с орнитофауной хвойных, смешанных и лиственных участков леса различных возрастов, с птицами вырубок и опушек. При посещении открытых стаций надо обратить внимание на различия в птичьем населении полей и суходольных лугов, оврагов и участков влажных понижений. Болота и побережья водоемов тоже бывают различных типов и заселены разными птицами. Сухие берега рек и озер обследовать легко, но изучение орнитофауны зарастающих водоемов и заболоченных побережий связано с некоторыми трудностями. Наблюдать птиц в таких местах легче со стороны открытой воды, используя лодку.
После серии экскурсий в различные биотопы учащиеся должны получить целостное представление о местной орнитофауне, познакомиться с биологией основных видов птиц, знать обычные, а также редкие виды, нуждающиеся в специальной охране.