Жители неба

Птицы в естественной среде обитания

Музыка природы

Экскурсию в Пушкинские горы, даже орнитологическую, невозможно завершить, не побывав в Святогорском монастыре, около которого похоронен А. С. Пушкин. Могила Пушкина — святое место для каждого русского человека. Ее ежегодно посещает огромное количество людей. Однако групповая экскурсия ограничивает восприятие окружающей обстановки, особенно звуковой. Более всего это понятно орнитологу, привыкшему обращать внимание на все звуки сразу — и близкие, и далекие. Лучше всего прийти к собору одному или с небольшой группой. Причем вечером, перед заходом солнца, когда стихнут разговоры людей и шум транспорта.

Громкие голоса многочисленных здесь галок и грачей обращают на себя внимание прежде всего. Эти птицы настолько шумные, что любой посетитель не может их не заметить. Крики сотен галок, устраивающихся на ночевку и совершающих круговые облеты территории, иногда заглушают даже человеческую речь, и на первый взгляд может показаться, что никаких других птиц здесь нет. На самом деле, если посидеть на скамейке и внимательно прислушаться, то можно услышать голоса по крайней мере полутора десятков видов птиц.

В соседней сосновой роще, где большая колония грачей, слышен их несмолкаемый гортанный говор. Он создает совершенно особый звуковой фон, типичный для соборов и монастырей. В нишах стен кружатся и воркуют сизые голуби. Временами они, совершая токовые полеты, взлетают и, подняв над спиной крылья, опускаются на крышу собора. Резвые стайки черных стрижей с визгом пролетают около колокольни. Сходным криком им отвечают самки, сидящие на кладках в щелях под железными крышами.

На крупных липах и других деревьях, окружающих монастырь, бойко распевает зеленая пеночка, вообще редкая в Пушкинских горах. Поют зяблики и мухоловка-пеструшка, щегол и зеленушка. Слышатся голос большой синицы и беспрестанное цикание серой мухоловки. В зарослях молодого липняка, растущего по склону холма, подражая голосам других птиц, поет пересмешка. Она то затрещит дроздом-рябинником, то воспроизведет песню белобровика или иволги. Внезапно песня обрывается и мы слышим тревожный сигнал «чивй-чичивй». Пересмешку кто-то побеспокоил. Значит, у нее поблизости гнездо.

Внизу, недалеко от входа на территорию собора, на проводах над куртиной кустарников сидит парочка коноплянок. Самец очень яркий красногрудый и коричневый сверху. Он распевает свою видовую песню, прелесть которой можно ощутить, лишь внимательно прислушавшись. Мимоходом ее не воспринять. Она состоит из удивительно колоритных фраз и нежных свистовых переливов. Слушать надо подольше и обязательно в тишине, и тогда откроется особый мир звуков. Песня коноплянки идет под аккомпанемент отдаленного звучания голосов других птиц: где-то «каплет» звонкими капельками пеночка-теньковка, журчит садовая славка, поет зяблик, раздаются низкие гортанные голоса грачей...

Голоса птиц, если их внимательно слушать, воспринимаются как звуковая окраска ландшафта, как своеобразная музыка Природы. Ее прелесть заключается в определенном сочетании различных звуков и в закономерной их повторяемости. В совокупности со всей окружающей обстановкой они придают местности неповторимый колорит и особое очарование. Уловить красоту природы удается не всегда, нужен определенный настрой. Но здесь, у могилы Пушкина, он возникает сам по себе. И тогда с особой остротой и силой воспринимаются бессмертные слова поэта, высеченные на камне у входа в Святогорский монастырь:

«И пусть у гробового входа

Младая будет жизнь играть,

И равнодушная природа

Красою вечною сиять».