Жители неба

Птицы в естественной среде обитания

Неголосовое «пение»

Для усиления производимого эффекта птицы во время своих весенних демонстраций помимо голосовых средств нередко используют различные части тела: клюв, хвост и крылья, иногда ноги. Такие механические звуки бывают слышны даже дальше, чем голос. У некоторых птиц доля механических звуков в общей демонстрации сравнительно незначительна, у других вся «песня» неголосового происхождения. Например, песня сойки состоит из замысловатых булькающих, лающих, кудахтающих звуков и в промежутках между ними слышится громкое щелкание клюва, которое придает песне определенный ритм. У всей группы пестрых дятлов вся «песня» механическая. Весеннее пение у них заменено так называемой барабанной трелью, которая имеет характер дроби и возникает от очень частых ударов клюва по дереву. Каждый дятел выбивает свою дробь обычно на определенном дереве, которое он специально выбирает. Постучав сначала по одному суку, затем по другому, третьему и т. д., он затем начинает использовать тот сук, который резонирует сильнее всего. Если дятлу попадаются металлические предметы, укрепленные на дереве: куски жести, консервные банки и т. п.,— он иногда использует и их в качестве инструментов. Сравнение инструментов по силе звучания и выбор одного из них указывают на способность дятлов к сложным формам нервной деятельности. Таким образом, благодаря личному опыту дятел может усиливать действие сигнала. Черный дятел и вся группа зеленых имеют как голосовую весеннюю песню, так и неголосовую в виде обычной для дятлов барабанной трели.

Прекрасный пример неголосовой «песни» демонстрируют аисты. Они, как известно, практически лишены голоса и не пользуются им в целях коммуникации. Основным органом, воспроизводящим звук, у них является клюв. В процессе тока белый аист, рывком закидывая шею на спину, быстро хлопает клювом. Если токуют одновременно самец и самка, то хлопание приобретает характер согласованного дуэта. Возникающий при смыкании челюстей звук очень громкий. Дело в том, что когда аист закидывает голову на спину, его язык и весь подъязычный аппарат подтягиваются назад. Тем самым увеличивается объем глотки, которая начинает выполнять функцию резонатора, усиливающего звук. Предки аистов, видимо, имели голос. Об этом можно судить по поведению птенцов, которые до определенного возраста выпрашивают корм у родителей с помощью голоса, издавая звук, похожий на верещание. Позднее, когда клюв у птенца достаточно окрепнет, он начинает стучать клювом, причем, как и взрослая птица, закидывает при этом голову назад. Верещание постепенно издается все реже и реже. Лишь когда молодая птица бывает очень голодна, она верещит, будучи даже почти взрослой. Рудимент голоса иногда можно услышать и во время тока аистов. Если они сильно возбуждены, то в промежутках между стукотней из их глотки изредка вырываются сиплые высвисты вроде «вхйии».

У представителей рода бекасов в производстве звуков во время токовых полетов участвует хвост. Обыкновенный и азиатский бекасы «поют» узкими и упругими перьями хвоста, вибрация которых обусловливает появление звука. В зависимости от особенностей строения и числа крайних рулевых с резко суженными опахалами возникает звук, специфичный для каждого вида, — жужжащий или, как у обыкновенного бекаса, блеющий. В связи с этим бекаса и прозвали в народе «лесным барашком». Название очень удачно, ибо сходство в звучании хвоста бекаса и голоса ягненка. или козленка бывает поразительным. В образовании звука у бекаса, видимо, участвуют и крылья. На это указывает то, что как раз в момент, когда слышится звук, летящий высоко в воздухе бекас, стремительно снижаясь, начинает особенно энергично трепетать крыльями и их движения совпадают с ритмом вибрации звука.

Способность издавать хлопающие звуки с помощью крыльев во время брачных полетов характерна для целого ряда видов птиц: для всех голубей, козодоя, болотной совы, а также для многих представителей тетеревиных птиц. Глухарь, например, наиболее активно поет на земле, куда он спускается на рассвете и где он встречается с глухарками. Здесь полнее всего проявляются особенности его токового поведения, неотъемлемым элементом которого являются чередующиеся с песней подскоки глухаря. Это невысокие взлеты и приземления, во время которых слышится двойной шум крыльев «фрр-фрр».

Многие тетеревиные птицы используют свои упругие маховые перья для весенних демонстраций, причем характер шума, создаваемого крыльями, специфичен для вида. У глухаря, обыкновенного тетерева, дикуши он является лишь частью общего звукового поведения самцов. Каждый из этих видов имеет свою голосовую песню. Однако при токовании кавказского тетерева слышится в основном лишь шум крыльев, возникающий в момент ритуализированных взлетов.

Шумят крыльями, токуя, и представители семейства фазановых. Даже домашний петух до своей песни, во время или после нее обязательно несколько раз громко хлопнет крыльями. Еще энергичнее и чаще «фыркает» крыльями фазан.

Крылья некоторых нырков в полете издают настоящий свист. Он возникает благодаря суженным вершинам первостепенных маховых перьев. По этому звуку гоголя легко можно отличить от других уток лесной зоны. Свистит на лету и синьга — утка тундр и озер северной части лесной полосы. Внутреннее опахало первого первостепенного махового у нее резко сужено на протяжении 7 сантиметров. Это и есть так называемое «звучащее» маховое.